По части фильмов про лондонский underworld и его обитателей Гай Ричи любому даст сто очков вперед. И не важно, наши это дни, или викторианская эпоха.
Получившийся у него "Шерлок Холмс" – по сути своей комикс, троюродный родственник конан-дойловских сочинений. Главные герои теперь таковы, что порвут баскервильскую собаку, как подзаборного тузика.
Холмс – обаятельный интеллектуал с серьезным таким приветиком; одинаково хорошо разбирающийся в химии, ядах, кулачных боях и еще миллионе дел, но превращающийся в отпетого маргинала, когда его острый ум не занят раскрытием очередной аферы.
Ватсон больше не честный простак, фон для интеллектуальных фокусов Холмса. Акценты смещены в ту сторону, что он все-таки ветеран-"афганец", а заодно и денди, и азартный игрок, и натуральный action hero.
Главзлодей лорд Блэквуд – Арчи из "Рокнролльщика", распомаженный киновампиром прошлого столетия – вроде как стоящий у руля неких потусторонних сил, со старта оказывается схвачен, передан в руки правосудия и даже казнен на виселице образцового содержания, какими во все века славилось британское королевство. Но и тут все не так просто.
С периферии вселенной Конан-Дойла извлечена и превращена в ключевой персонаж Ирен Адлер – вроде как неразделенная любовь Шэ Холмса, которая крутит им, как черт хвостом, но при этом в случае чего способна рассчитывать на его руку помощи.
Наконец, есть еще таинственный джентльмен в черном с запачканным мелом лацканом, который расхаживает по экрану недвусмысленным намеком на сиквел (на сайте "Афиши" написали, что им может оказаться Брэд Питт – а вот это хотелось бы видеть).
Герои, как вы можете судить, безнадежно комиксные – таким не поручишь расследовать дело о пропавшей туфле сэра Генри Баскервиля. Законы жанра требуют, чтобы главгерой спасал как минимум Америку (и на этом месте придется поморщиться). Зато в остальном разворачивающийся на экране цирк-шапито оправдает все ожидания. Действие закручено в узел, который, чем ближе к финалу, тем туже стягивается: передохнуть некогда, либо сидишь на иголках, либо тупо ржешь. Концовка слегка примиряет фильм с книгами: выясняется, что Шерлок Холмс, как герой песни "Про Макса" – знал наперед климат. И перед нами разворачивается традиционный финальный выход, который Булгаков обозначил бы как "черная магия и ее разоблачение".
Вот разве что мотивация, которая заставляет Холмса всякий раз вставать на пути вступления Ватсоном в законный брак, не вписывается в классические представления о гетеросексуальности персонажей. Спишем на тонкий английский юмор.